Entry tags:
ВРАГ ЗАШЁЛ С ТЫЛА - 3. ЧАСТЬ 2. ГЛОБАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФОРМА СЕТЕВОЙ ВОЙНЫ
«Инночеловек» (Хомоинноватикус) вместо человека
В декабре 2011 г. в преддверии присоединения России к ВТО Правительство РФ во главе с В.В.Путиным утвердило «Стратегию инновационного развития РФ до 2020 г.», разработанной «аналитиками» Э.Набуиллиной из Минэкономразвития. Целью её объявлено обеспечение в условиях внешних и внутренних вызовов перехода России на «инновационную социально ориентированную модель развития» (этапы реализации – 2011-2013 и 2014-2020) [21]. Подчеркнув, что ключевой проблемой является низкий спрос на инновации в экономике [22], стратегия указала на необходимость смещения акцентов с наращивания общих объёмов поддержки по всем направлениям на решение критических для инновационного развития проблем, и в этой связи особое внимание было уделено образованию, которое призвано сформировать нового человека – человека «инновационного».

В ней, в частности, говорится: «Ключевая задача инновационного развития, сопоставимая по важности и масштабности с суммой всех остальных – создание условий для формирования у граждан компетенций инновационной деятельности, иначе говоря – компетенций «инновационного человека» как субъекта всех инновационных преобразований. «Инновационный человек» - не синоним «инновационного предпринимателя». Предпринимательством во всех странах готово и может заниматься меньшинство населения. «Инновационный человек» - более широкая категория, означающая, что каждый гражданин должен стать адаптивным к постоянным изменениям: в собственной жизни, в экономическом развитии, в развитии науки и технологий, - активным инициатором и производителем этих изменений. При этом каждый гражданин будет играть свою роль в общем инновационном сообществе в соответствии со своими склонностями, интересами и потенциалом»[23].
В целях формирования такого «инночеловека» вся система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности. Для этого предусмотрено расширение государственной поддержки дошкольного образования, включая развитие автономных, частных, корпоративных, общественных и семейных детских садов, а также услуг дополнительного образования. Это очень созвучно идеям Адамского и Асмолова, а также форсайт-проекта «Детство 2030». С учётом того, что для этого нужны в первую очередь кадры, предусматривается увеличение численности педагогов дошкольных образовательных учреждении, имеющих современную квалификации, в том числе через аттестацию кадров, обновление требований и формирование современных профессиональных стандартов. Предусматривается и содействие семьям в обучении продвинутых методик воспитания.

Наконец, расширяется участие представителей высокотехнологичного бизнеса в управлении вузами, формировании и реализации их программ, а также в наблюдательных и попечительских советах (в обязательном порядке).

Курс на «инновационное образование» был утверждён и в принятом чуть ранее постановлении правительства «О федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 гг.»[25], предполагавшей введение институтов общественной оценки качества образования с привлечением профессиональных ассоциаций и бизнес-структур. А в декабре 2012 г., в год присоединения России к ВТО, без учёта подавляющего большинства экспертных и общественных поправок и вопреки многочисленным акциям протеста принимается новый закон «Об образовании в Российской Федерации» (вступил в силу в сентябре 2013 г.). Он закрепил очередное ослабление федерального присутствия и гарантий в образовательном процессе и сокращение участия в нём государственных учреждений, вывел дошкольное образование из-под контроля государства, ушёл от схемы фундаментальной подготовки в вузах в сторону практико-ориентированного бакалавриата, перевёл преподавателей и педагогов на «эффективный» контракт и др. Ключевым в педагогическом процессе объявляется теперь не педагогическая, а экономическая эффективность.
Как высшую школу России встраивают в глобальный рынок услуг
В мае 2012 г. начинается третий срок президентства В.В.Путина, и происходит смена руководства Министерства образования и науки: вместо недостаточно поворотливого в деле перестройки образования Фурсенко, перемещённого на должность помощника президента, министром становится «креативный» менеджер Д.Ливанов, наилучшим образом подходящий для перевода нашего образования под «компетентностный» контроль бизнеса, который всерьёз взялся за перестройку высшей школы под свою диктовку.

Однако главным шагом в планах инновационного развития образования стал майский указ Президента РФ № 599 2012 г., поставивший задачу по обеспечению вхождения к 2020 г. не менее пяти российских университетов в первую сотню мировых университетов, согласно мировому рейтингу. В соответствии с этим был разработан Проект 5-100 [26], заключающийся в «максимизации конкурентной позиции группы ведущих российских университетов на глобальном рынке образовательных услуг и исследовательских программ».
Характерной чертой этого проекта стало то, что он не связан с государством, о чём с удовлетворением заявил сам Д.Ливанов, говоря о команде, которая должна продвигать наши вузы: «Это не будут сотрудники министерства…, это будут люди, которые в наших российских университетах будут делать конкретные проекты и программы развития, направленные на достижение конкурентоспособности»[27]. То есть проект призван стать воплощением курса на слияние бизнеса, образования и науки, и отбор вузов было решено проводить на конкурсной основе с привлечением мировых лидеров в области консалтинга вроде McKinsey или PricewaterhouseCoopers в качестве независимых аудиторов. Однако финансовая поддержка прошедших конкурс вузов (около 20 млрд. долл.), должна быть обеспечена главным образом за счёт бюджетных денег, средств налогоплательщиков. Как заявил А.Волков, ректор Московской школы управления «Сколково», «надо увеличить вклады в образование – никуда от этого не деться, если мы хотим сыграть в мировую игру»[28].
Проект начал реализовываться в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16 марта 2013 г. № 211 и Приказом Минобрнауки от 22 апреля 2013 г. «О перечне требований к отбору вузов для получения ими государственной поддержки в целях повышения их конкрентоспособности среди ведущих мировых научно-образовательных центров». Хотя Минобрнауки и является координатором проекта, конкурсный отбор вузов был проведён специальным Советом по повышению конкурентоспособности, состав которого был утверждён на основании Распоряжения Правительства РФ от 6 апреля 2013 г. № 529. Этот Совет представляет собой постоянно действующий международный совещательный и одновременно главный управляющий орган, осуществляющий всю внешнюю экспертизу и оценку результатов проекта, рассматривающий все вопросы развития ведущих вузов России, их отчёт по реализации планов мероприятий для внесения предложений по объемам финансирования, подготовки для Минобрнауки рекомендаций о поддержке и т.д. В него входят 6 российских и 6 зарубежных экспертов:с российской стороны:-Ливанов Д.М.- министр образования и науки;-Волков А.Е. - профессор Московской школы управления Сколково;-Абрамов А.Г. - председатель совета директоров «Евраз плс»;-Алексеев О.Б. - советник дирекции по высокотехнологическим активам Группы компании Ренова - ведущей российской частной бизнес-группы, владеющей и управляющей активами в многочисленных отраслях экономики (председателем совета директоров Ренова является Вексельберг В.Ф., руководитель российской части проекта по созданию Инновационного центра в Сколково, а с июня 2010 г. – Президент Фонда Сколково);- Козлов ВВ. – академик, вице-президент Российской академии наук, директор Математического института им. Стеклова РАН, член Совета при Президенте по науке, технологиям и образованию;- Греф Г.О. председатель Сбербанка; с зарубежной стороны:-Альбах Филип, директор Центра международного высшего образования Бостонского колледжа;-Грант Малколм, бывший президент и ректор Университетского колледжа Лондона, эксперт в области привлечения инвестиций в сферу образования, а ныне – председатель национальной службы здравоохранения Великобритании;-Кроу Майкл, президент Университета штата Аризона, член Национальной академии общественной администрации США, один из создателей модели «Нового американского университета», эксперт в области применения новых методов в высшем образовании, экономических знаний и интеллектуального предпринимательства,-Мин Вейфанг, исполнительный директор Китайского Общества Стратегии развития образования,-Цуип Лап-ши, президент Гонконгского университета, реформатор, специалист по привлечению частных инвестиций, ученый-генетик, один из лидеров проекта по расшифровке генома человека, докторская в Университете Питтсбурга;

Фигура Кроули крайне важна. Во-первых, он представляет NASA, ведомство федерального правительства США, являющееся главным архитектором трансгуманистических форсайт-проектов, а во-вторых, - Сколоковский институт.
Как известно, «Сколково» – это не российский, а глобальный проект, рассчитанный изначально на решение глобальных задач[29]. При его создании В.Сурков, руководитель рабочей группы по разработке проекта, заявил: центральная проблема этого проекта - спрос на инновации, а их могут предъявить только глобальные корпорации полного цикла. Так что «Сколково» - это центр коммерциализации инноваций, мыслимый как биржа альянса государства и глобальных корпораций, при котором государство предоставляет корпорации доступ к национальным условиям производства. Как объясняют эксперты, в России уже есть глобальная машина по продаже сырья - «Газпром», теперь должна быть создана сопоставимая по масштабу с сырьевой машина по продаже инноваций – «Мозгпром» полного цикла, работающий на экспорт, и интегрирующий страну в глобальное хозяйство.

Именно в силу этого на Проектный офис «Сколково» возложено организационное, методическое сопровождение и экспертная поддержка Проекта 5-100.
В конкурсе на вхождение в него приняли участие 54 университета, первый этап прошли 36, а победили 15 [31]. Они получили субсидии, но на определённых условиях, потребовавших от них фундаментальной трансформации в соответствии с планами мероприятий так называемых «дорожных карт» (вхождение в мировые рейтинги университетов, обеспечение софинансирования из внебюджетных средств, привлечение иностранных студентов и преподавателей т.д.).
Недавно между вузами-участниками проекта было налажено и сетевое взаимодействие (координатор — НИУ ВШЭ). В феврале 2014 состоялась первая встреча ректоров, на которой принято решение создать Ассоциацию «Глобальные университеты». Уже созданы 8 рабочих групп по следующим направлениям: единый контракт (поддержка иностранных специалистов), англоязычная среда, исследование внутриуниверситетской среды, кадровый резерв, электронное образование, взаимодействие с зарубежными партнерами, нормотворческие инициативы Ассоциации, встречи ректоров[32].
Особо большое внимание уделяется привлечению иностранных студентов, число которых является одним из важных компонентов при составлении рейтингов ведущих вузов. 15 января входящие в проект вузы сформировали на базе Ассоциации единый центр набора абитуриентов из-за рубежа, что позволит оптимизировать средства и, как говорится на сайте Минобрнауки, «более прицельно заниматься маркетингом российских образовательных программ».